Москва и москвичи

17.01.2013 - 27.01.2013

Российская академия художеств
г. Москва, Пречистенка 21

Андрей Есионов – художник широкого творческого диапазона, со своими эстетическими представлениями и приоритетами. Он блестяще окончил Ташкентскую художественную школу, затем Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского. Уже тогда первые самостоятельные работы молодого автора привлекли внимание старших коллег, критиков и зрителей к его творчеству. Он подавал большие надежды, его ожидала блестящая профессиональная карьера. Однако, будучи человеком требовательным к себе и своему делу, Андрей Есионов ушел в тень, не желая размениваться на официальные заказы и следовать определенной конъюнктуре. Время сложных испытаний и судьбоносных перемен, казалось бы, отодвинуло в его сознании искусство на второй план, повседневные заботы оттеснили жажду творчества. Подобные рассуждения оказались несостоятельными, надуманными. Он долго ждал своего часа, независимо от рода деятельности, которой ему приходилось заниматься, Андрей Есионов не оставлял мыслей об искусстве, накапливал впечатления, самокритично относился к опыту прежних лет, мысленно оттачивал и формировал в сознании собственную систему образных доминант. В его воображении постоянно возникали будущие, еще не написанные картины, темы и сюжеты. Еще в ученические годы его отличала от сверстников способность схватывать все налету, стремление овладеть всеми тайнами ремесла. Именно это неодолимое движение души, природный талант, наконец, неистребимая вера в свое призвание вернули его в большое искусство, чему также способствовало обретение финансовой независимости, невзирая ни на какие превратности. Андрей Есионов неожиданно для большинства его сокурсников по училищу и институту вновь заявил о своих честолюбивых амбициях и праве на определенное лидерство. Впервые после значительного перерыва он вошел на общественную арену, поднялся на высокую орбиту большого искусства на Московской международной художественной выставке «Традиции и современность». Есионов не просто в круг известных, постоянных участников крупных экспозиций и конкурсов изобразительного искусства, он обратил на себя пристальное внимание ценителей и знатоков.

Свидетельством такого общественного признания и взлета стало награждение его золотой медалью Российской академии художест. И вот готова новая, уже персональная выставка произведений Андрея Есионова «Москва и москвичи » , концепция которой зрела давно, шлифовалась и ограничивалась. Когда сама идея создания такой экспозиции, а точнее коллекции работ обрела определенную завершенность, он со свойственной ему уверенностью и умением рисковать, решил, что более достойного места для ее проведения на этом этапе, чем Российская академия художеств и быть не может. При достаточно жестком отборе работ он руководствовался желанием закрепить за собой право быть самим собой, а не ориентироваться на некую коньюктуры приходящей моды или требования художественного рынка, он давно преодолел эти барьеры, а точнее никогда не попадал в плен сиюминутных обстоятельств.
Выстраивая концепцию выставки «Москва и москвичи» Андрей Есионов сразу отбросил разыгранную многими его предшественниками литературную фабулу. Его москвичи не статисты, изображающие обитателей столицы России, не некие собирательные образы без рода и племени, а личности незаурядные, одаренные уникальным талантом, узнаваемые и почитаемые. Вместе с тем, это люди с разными судьбами, неповторимым жизненным опытом, но всех их обьединяет чистота духовных помыслов, ясность гражданской позиции, великий творческий талант и вера в общечеловеческие ценности бытия.Они олицетворяют собой цвет отечественной интеллигенции, которая по нашему убеждению, не определяеться принадлежностью к какому-либо сословию, знаками отличия, партийной принадлежностью, или соответствием цензу от образования, а являеться привилегией души, в конечном счете и позволяющей судить о таком всеобемлющем понятии как интеллигентность.

В галлерее портретных образов москвичей, созданных Андреем Есионовым, режиссеры и художники, писатели и артисты, врачи и общественные деятели. Это люди всемирно известные, публичные, которых узнают на улицах, яркие и неповторимые личности. Их имена слава и гордость нашего Отечества, их профессиональный труд и талант пример бескорыстной, подвижнической деятельности, верности своему призванию. Конечно, выбор художником представленной на выставке блестящей плеяды наших великих соотечественников обусловен прежде всего его личности отношением портретируемым, духовной близостью и даже субьективными предпочтениями. Процесс работы над портретами своих героев у автора, как правило, начинался с живых, натурных зарисовок,сделанных во время встречи и бесед, зарисовок достаточно точно фиксирующих не только сиюминутное эмоционально-психологическое состояние модели, но и отличительные черты личности портретируемого. Затем художник не переносил на холст просто зеркальное отражение его внешности, а искал неповторимую живописно-пластическую форму воплощения характера человека, только ему присущих, красноречивых жестов, выражения мимики, взгляда, позы. Он никогда не ограничивался подобной образной собирательностью и здесь ему помогала как природная наблюдательность и цепкая память, так и богатое творческое воображение. Есионов пишет своих героев не в конкретной среде, в театральном закулисье или в рабочем кабинете, в домашней обстановке или на космодроме, а в окружении избранных «цитат» из творчества, в фантастическом и метафорическом сопровождении персонажей, рожденных воображением, переживаниями и воспоминаниями режиссера, художника, писателя, актера. Он формирует образ изнутри наполняя содержание своих портретов-картин немногочисленными символическими, порой сказочными живописно-пластическими деятелями, позволяющими обьединить в своем воображении личность конкретного человека и вполне ассоциирующиеся с его творческой или иной профессиональной деятельностью знаки-символы. Это не раз и навсегда найденный эффектный прием и продуманная, видоизменяющаяся концепция. Все эти качества, различные ракурсы расположения в пространстве холста фигур, их силуэтное движение, пластика рук, психологическая выразительность взгляда, наконец, освещение композиционного пространства, цветовая моделировка форм, точность выбора антуража, - свидетельствуют и о знании материала, профессионализме и о самобытном, незакрепащенном мировозрении художника. Они по разному используються, варьируються применительно к изображению каждого портретируемого. И это понимаешь, сравнивая образную драматургию например портрета кинорежиссера Владимира Наумого и художника Таира Салахова, хореографа и танцовщика Владимира Васильева и нейрохирурга Андрея Коновалова, кинорежиссера Эльдара Рязанова и космонавта Алексея Леонова, актера и режиссера Армена Джигарханяна и писателя Владимира Войновича, первого президента СССР Михаила Горбачева и писателя, публициста Генриха Боровика, кинорежиссера Петра Тодоровского и художника, модельера Вячеслава Зайцева, хирурга Давида Иоселиани и шахматиста Анатолия Карпова, композитора Геннадия Гладкова… В каждом портрете запечетлена неповторимая личность, уникальный талант, самобытный характер. В каждом из этих произведений Андрея Есионова чувствуеться рука мастера, вдохновенное творчество которого отмеченно романтической возвышенностью и полетом фантазии. Портреты представленные в экспозиции сопровождают поэтическими, написанными на одном дыхании, с натуры акварели с видами столичной жизни, ее улиц и площадей, старинных особняков и доходных домов, соседствующих с помпезными зданиями сталинского ампера и конструктивистским обликом новой застройки из стекла и бетона. В этих акварелях тонко передано ощущение красоты тихих московских двориков и переулков, напряженного шума Садового кольца и удивительного очарования ее площадей и улиц. Одной из примечательных пейзажных акварелей художника являеться органичное включение в городскую среду жанровых сценок, придающих работам эмоциональную достоверность, подчеркивающих их современное жизненное звучание. Представленные на выставке «Москва и москвичи» произведения являються значительной, но не исчерпывающей частью его многогранного творчества художника, философа, романтика Андрея Есионова, личности незаурядной и самобытной.


Александр Рожин