Отражения в цветной воде

04.03.2016 - 10.04.2016

Московский музей современного искусства
Гоголевский бул, д. 10, стр. 2

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку Андрея Есионова – живописца, мастера акварели и рисовальщика. Окончив живописное отделение Ташкентского государственного театрально-художественного института им. А.Н. Островского, Есионов в сложные постперестроечные годы посвятил себя предпринимательской деятельности. Однако в начале 2010-х, после более чем двадцатилетнего перерыва, он с успехом вернулся в искусство уже как зрелый автор. Ему удалось «перезапустить» свою творческую жизнь и всего за несколько лет целеустремленной и кропотливой работы в уединенной подмосковной мастерской создать обширный корпус новых произведений.

На выставке можно увидеть, прежде всего, крупноформатные акварели Есионова – чрезвычайно важную для него художественную практику, справедливо приравниваемую им самим по значимости к живописи. В экспозицию вошли различные акварельные серии. Листы, на которых запечатлены побережье Кипра, улицы Москвы, Парижа, Берлина и других европейских столиц, показаны наряду с портретными работами, а также совсем новыми жанровыми сценами. В последних Есионов фокусирует внимание на отдельных мотивах жизни современного мегаполиса: манекенах в витринах магазинов, туристических повозках, запряженных лошадьми, «фактурных» городских персонажах – уличных музыкантах и обывателях.

Фланируя вместе с толпой, художник будто рассматривает мир через воображаемую линзу, наводит резкость, отдаляет и приближает взгляд, присматриваясь к курьезным деталям. Он всегда сопоставляет фигуры людей с их окружением – архитектурным, природным или вещным, предоставляя тем самым смысловой ключ к расшифровке, казалось бы, рядовых ситуаций, возводя их на уровень аллегорического высказывания. Все это дает возможность задуматься о механизмах нашего восприятия, о пробелах и «умолчаниях» в обыденном зрении, во многом формирующих цельный образ реальности.

В работу с акварелью Есионов привносит аналитическое начало. Художник создает не спонтанные натурные этюды, как можно решить на первый взгляд, но тщательно продуманные и выстроенные композиции, своего рода «бесшовные» коллажи из того богатого изобразительного материала, который собран в предварительных карандашных рисунках. Эти наброски – запечатленные фрагменты городской повседневности, точно подмеченные и «выхваченные» из шумного потока впечатлений – также включены в состав экспозиции. Они сопровождают акварельные листы, выявляя особенности персонального метода художника.

Опираясь на крепкую профессиональную выучку, Есионов в известном смысле испытывает пределы академического изобразительного языка – он не готов целиком подчиняться заветному классическому идеалу «благородной простоты и спокойного величия». Формы видимого мира в его акварелях схвачены в состоянии становления, они нестабильны и переменчивы. Полупрозрачная живописная поверхность мягко пульсирует в ритмах расслоения и сгущения, то обретая узнаваемые очертания зданий, людей, автомобилей, проплывающих облаков, то неожиданно делая зримыми сюрреалистические, призрачные образы, то прихотливо растекаясь в беспредметном мерцании водных красок.

Погружая зрителя в эту диалектическую игру стабильного и неустойчивого, отчетливо-ощущаемого и потаенно-бессознательного, контролируемого и свободного, Есионов стремится раскрыть поэтику акварели как древнейшей художественной стихии. Он указывает на глубинное родство этого вида искусства и природы человеческого взгляда, способного выявить, казалось бы, парадоксальное сопряжение единства и множества нашего мира – стремительное течение жизни, условность привычного ее разделения на фигуру и фон, свет и тень, объект и субъект.

Есионов вступил на путь творческой самодисциплины и даже аскезы, когда избрал для себя столь сложный художественный медиум, быстрый и текучий, не терпящий промедления или ошибки, – ведь создание больших живописных акварелей требует не только импровизационной ловкости, но и максимальной внутренней концентрации. Всегда сохраняющий в своей работе несколько дистанцированную позицию, словно лишь отстраненно следящий за отражениями, которые проявляются на поверхности «цветной воды», художник стремится к овладению мастерством в философском смысле этого понятия.

Такой подход, по-своему близкий китайской каллиграфии и живописи водяными красками, может напомнить нам о даосской концепции «у-вэй» – «созерцательной пассивности», или «действии без усилия». Именно вода выступает здесь главной природной метафорой легкости совершенного мастерства, гармоничного, бесстрастного единства с потоком действительности. В готовности Андрея Есионова невозмутимо идти вперед, принимая новые вызовы акварельной техники, и заключена особая притягательность его работ – проявлений жизни, подмеченных внимательным и чутким наблюдателем.



Анна Арутюнян, Андрей Егоров